Засолова И.А., преподаватель отделения народных инструментов
Педагог инструментального класса - основной воспитатель учащихся музыкальной школы. Именно он призван формировать и развивать эстетические и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки, обучать искусству исполнения на инструменте. Поступление ребенка сразу в две школы вносит в его жизнь кардинальные перемены, происходит переход от игровой деятельности к учебной работе, это требует больших психических и физических усилий. Не все дети могут приспособиться к такому режиму, у многих наступает разочарование и вот здесь педагог должен четко отследить этот момент разочарования, и, заранее сформировать желание учиться в музыкальной школе.
Я имею честь и удовольствие на протяжении 20 лет наряду с уроками специальности вести класс ансамбля. Этот предмет, как я считаю, достаточно осмысленно мотивирует детей к занятиям на своем инструменте. Ансамбль не только важное звено музыкального воспитания, но еще и развития слуховых, ритмических, психо-эмоциональных навыков. Игра в ансамбле предполагает использование широких возможностей своего инструмента, овладение в классе домры всем семейством родственных инструментов (пикколо, альт, бас, мандолина). В моем классе я часто практикую параллельное обучение на родственных инструментах. Потом эти дети садятся в оркестр с уже готовыми, сформированными навыками игры.
Ансамбль дает возможность знакомиться с разной по стилю музыкой и мотивирует детей играть ту, которую им хотелось бы исполнять. Ансамбль это уже коллектив и отсюда развитие коммуникативных качеств, воспитание воли, терпения, настойчивости. Ансамбль это еще общение и сотрудничество детей и педагогов, не только своего класса, но и других специальностей. Дети моего класса на протяжении многих лет дружат и творчески сотрудничают с классом преподавателя фортепианного отделения Насыр Т.Е. Учащиеся наших классов постоянные участники конкурса «Северное сияние», семейных концертов, фестивалей республиканского и международного уровня.
Каждый род деятельности тогда интересен, когда он ведет к успеху. И в ансамбле в наше время это возможно. Возьмем многочисленные и востребованные конкурсы. Не секрет, что есть дети, которые по природе своей не солисты и не могут выступать на концертах и конкурировать со сверстниками на конкурсах. А вот выйти на сцену в ансамбле для них не проблема, вместе не страшно. Ребенок привыкает в коллективе делить и радости побед и моменты неудач. Конкуренция пробуждает честолюбие и стимулирует творческий потенциал для достижения понятной и определенной цели. В случае победы на конкурсе участники ансамбля надеются в дальнейшем на продолжение ансамблевой карьеры, а некоторые, осмелев, даже и сольной.
Есть еще такое понятие как «близкая мотивация», которая свойственна детям - это непосредственная радость от общения друг с другом. Активное освоение инструмента повышает интерес к ансамблевому музицированию начинает формироваться художественный эталон, которого хотелось бы достичь в процессе репетиций. Каждый ребенок начинает чувствовать себя незаменимым, от которого зависит конечный результат. Здесь в полной мере можно проявить творческую инициативу, ныне определяемую модным словом «креативность», дать волю своей фантазии и реализовать свои художественные представления. Освоение ансамблевых сочинений развивает детей интенсивнее, чем сольное музицирование. Это касается не только технических и художественных аспектов, в ансамбле легче преодолевается боязнь сцены, воспитывается артистическая раскрепощенность, распределяются роли ведущих и ведомых, вырабатывается стиль взаимоотношений и все это работает на конечный результат. Сильной мотивацией в классе ансамбля нередко оказывается общение с преподавателем, который способен сделать урок- репетицию нескучной. Его задача организовать процесс работы и добиться конечного результата. Занятие, насыщенное последовательным решением исполнительских проблем, дружественная атмосфера сотрудничества может быть основой мотивации учащихся. И, конечно, многое зависит от опыта и таланта педагога. Наглядно показать детям их общий прогресс, рост каждого, поощрять добросовестный труд, отмечать успехи и достижения. Не бойтесь хвалить детей, похвала как живительная влага для цветка… В контексте этой темы, скажу, что даже скромная похвала для ученика может стать не менее привлекательным элементом мотивации, чем удачное выступление на концерте и конкурсе.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!