Быстрова Е.Н., преподаватель отделения народных инструментов
Урок, по высказыванию В. Сухомлинского, – это «зеркало общей и педагогической культуры учителя». При обучении на инструменте знания и навыки передаются при помощи речевого общения. Речь - яркий показатель культуры человека. Проявляется это в построении фраз, подборе слов, тоне, жестах, сопровождающих словесные высказывания.
Работа преподавателя, в основном, речевая. Поэтому педагогическая деятельность противопоказана людям с дефектами речи, например, с заиканием. Необходимо иметь и ораторские способности – умение ясно, чётко выражать свои мысли. Речь педагога должна быть эмоционально окрашенной, иметь оптимальную громкость и темп. Педагог должен всё читать на лице у своего воспитанника, чтобы адекватно реагировать на возникающие, на уроке ситуации.
Как известно, в педагогическом процессе огромную роль играют объяснения преподавателя. Но всегда ли мы задумываемся над правильностью и точностью употребляемых слов и выражений?
Вот лишь некоторые цитаты из высказываний педагогов на уроках:
- «Ты что играешь? Бравурное соло или Маруся отравилась?»
- «Правая рука занималась чёрте чем, наконец-то ей дали поиграть».
- «Каким штрихом надо играть в начале обучения? Свободным, пока свободным».
- «Я тебе руку туда пихаю, а ты её назад выпихиваешь, ближе к чёрным надо».
- «Ты тему не играешь, а долдонишь».
- «Дома будешь перед мамой, пока что я перед тобой».
- «Ты только не бойся» - говорит ученику педагог перед выступлением. Это плохое выражение.
В работе с детьми следует отдавать предпочтение позитиву, стараться отметить даже самую маленькую деталь.
Продолжим высказывания педагогов на уроках:
- Вопрос ученице: - «У нас в левой руке сколько рядов»?
- «Мне нужно здесь острое стаккато».
- «Быстро растягивай мех, чтобы было громко».
- «Сделай тут двумя руками, здесь левой руки вообще почти нет».
- «Почему звук плавает в этих четырёх несчастных нотах»?
А теперь о многословии. Это типичная болезнь многих педагогов - злейший враг на уроке, который как гусеница пожирает драгоценное время. Например: перед тем, как ученик должен исполнить пьесу, педагог даёт наставления: - «Здесь у нас форте, здесь пиано, здесь не забудь вилочки, здесь пятый палец, потом третий, крещендо, не забудь взять ноту до, вытянуть вперёд левую руку, не забудь о мизинце правой руки. Ну, поехали».
Ещё один из недостатков – прерывание первого проигрывания. Мы должны дать ребёнку возможность показать результат проделанной работы. Наметить в это время план, выделить главное. Нельзя забрасывать ученика массой замечаний по ходу игры или на первых тактах. В объяснении преподавателя недопустимы сухость и формализм.
Теперь поговорим о записи в дневник. Это другая, скрытая форма нашего речевого общения с учеником. Легко ли ученику заниматься по нашим записям? «Выучить твёрже, крепче…». Лучше написать: «Выучи уверенно, без запинок, без ошибок». Или такая запись: «Грязно, играй чище» из урока в урок соответствует призыву: «Больной, не болей»!
Домашнее задание на уроке ОКФ: «Найди сам пьесу, разбери отдельными руками, соедини двумя с динамическими оттенками и выучи наизусть».
При объяснениях на уроке нужно избегать крайностей. В противоположность многословию некоторые педагоги не находят нужных слов для объяснения.
Пример: девочка сыграла пьесу, педагог многозначительно поднял глаза в потолок»: «Ну, давай ещё разок». Ещё раз ученица сыграла. – «Ладно, дома поучишь, давай следующее произведение».
А теперь поговорим о голосе. Голос – это замечательный инструмент. Оптимальный для восприятия темп речи - примерно три слова в секунду. Тон речи должен быть постоянно меняющимся, с отчётливым произношением всех звуков. Общение с шестилетним ребёнком интонационно должно отличаться от общения с подростком.
В речи педагога должны присутствовать паузы. Иногда паузы говорят лучше любых слов. В речи должна присутствовать программная направленность, она должна быть эмоционально окрашенной. Следует избегать жаргона, и упрёков. Упрёки в адрес ученика – напрасно потраченное время. Ведь ученик не волшебник, он только учится и имеет право на ошибку.
Что же делать, если вдруг накатывает волна раздражения, возмущения, когда закипаешь от отчаяния? Следует помнить, что нервы есть у всех и их нужно беречь. В таких случаях необходимо найти внутреннюю кнопку отключения. Придумать девиз: «Ты что, забыла, какая у тебя работа? Сказала сто раз, скажи сто первый».
Секрет успеха в общении - сосуд, который нужно наполнить, факел, который нужно зажечь. Следует чаще общаться с ребёнком, задавать ему вопросы, а, задав вопрос, дать ему 2-3 секунды, чтобы он успел подумать. Развивать его самостоятельность и мышление. А вопросы могут быть разные. «Как ты думаешь, почему здесь надо играть так, а не иначе»? «Как сделать лучше»? «Над чем надо подумать»? и т.д. Недопустимо кричать на ученика. Крик – это признак педагогической слабости.
Иногда в нашу речь заползают «насекомые». Это, так называемые, слова - паразиты: ну, вот, значит, здесь у нас такой, короче, типа того и т.п. Этот ряд можно продолжить. Следует контролировать свою речь, стараться совершенствоваться.
В своей работе использовать девиз: «Минимум слов, максимум смысла, зри в корень». Быть щедрыми на похвалу. За время урока похвалить ребёнка хотя бы раз пять. Даже в тех случаях, когда хвалить, вроде бы, не за что.
Когда же всем этим заниматься? Ответ можно найти в притче: «Идёт человек, видит – дровосек. Тот пилит дерево очень долго, натужено:
- Что так долго пилишь? – спрашивает человек.
- Да пила у меня тупая, - раздражённо отвечает дровосек.
- Так наточи пилу! – говорит человек дровосеку.
- Нет времени, - отвечает дровосек».
Стоит задуматься, почему у нас не хватает времени «наточить свою пилу». Так давайте же будем находить время и делать всё с удовольствием. Это страшно украсит нашу жизнь.
Список литературы:
- Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1990.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1993
- Крылова Г.И. Методический семинар «Роль речевого общения в ДМШ». – Воронеж, 2013
- Сорокина Г.Г. «Я и ДРУГИЕ или Ключ к успешному общению». - Пенза, 1997
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике.- Москва: Педагогика, 1990
Понравилась статья? Поделись с друзьями!