Адрес: г. Петрозаводск, ул. Московская, 12
телефон: 8 (8142) 70-00-50
эл. почта: sinisalo@inbox.ru 

 

Гельмер-Райнер Нестерович Синисало

(1920-1989)

14 июня исполняется 90 лет со дня рождения Гельмера-Райнера Нестеровича Синисало, выдающегося композитора, одного из основоположников профессиональной карельской музыки. Богатое творческое наследие композитора включает произведения различных жанров, здесь и симфонии, кантаты, камерно-инструментальные, хоровые и камерно-вокальные. Но главным жанром, где интонации, присущие только музыке Синисало звучат наиболее ярко и зримо, стал балет. В его балетных партитурах есть все, и мелодика, и яркие образы персонажей, колоритные жанровые и фантастические сцены.

В области хореографии композитор пробует свои силы еще во время войны, когда его, артиста симфонического оркестра, перевели в Республиканский театр музыкальной комедии, эвакуированный в Беломорск. Обстановка работы театра в условиях действующей армии, естественно, была очень тяжелой. Но, несмотря на трудности военного времени, Синисало, наряду с игрой в оркестре, продолжал сочинять и заниматься самообразованием. По инициативе двух танцовщиц из балета театра, им была написана хореографическая поэма «Победа», которую поставили сами артистки — М. Чуланова и З. Раснер и танцевали в концертах для фронта. Конечно, патриотическое произведение имело огромный успех, оно нашло живой отклик у зрителей, которыми были, в основном, солдаты, и уже тогда, у композитора зародилась мечта о создании большого балета. Но, это желание было осуществлено значительно позже.1

После первого опыта хореографического произведения, Гельмер Нестерович задумал сочинить балет на тему «Калевалы», которую он прочитал еще в юношеском возрасте, и которая произвела на него неизгладимое впечатление. Это была одна из первых книг, прочитанных молодым Гельмером. И с каждым годом он все больше любил ее, особенно когда ему посчастливилось услышать настоящих рунопевцев. Еще во время Великой Отечественной войны он написал одноактный балет «Похищение Кюлликки» (1942), и хотя, по признанию автора балет, как целостное произведение не состоялся, многие музыкальные идеи получили подлинное творческое воплощение в дальнейшем.2

А предложение руководства республики начать работать над полнометражным балетом по мотивам эпоса для будущей Декады карельского искусства и литературы 1959 года, придало композитору сил и вдохновения, и он с головой окунулся в сочинение музыки. Для этого Гельмеру Нестеровичу создали все условия, в дом отдыха под Сортавалой, где он начал работать над музыкой, привезли пианино, и композитор мог плодотворно сочинять, черпая вдохновение в прекрасной карельской земле. Творчество, процесс чрезвычайно интимный, и любому художнику необходимо одиночество и общение с природой.

С самого начала появления замысла Г. Синисало начал работать с И. Смирновым, балетмейстером, которому была поручена важная миссия поставить первый национальный балет. Как «Спящая красавица» сочинена Чайковским по композиционному плану Мариуса Петипа, так и «Сампо» Синисало написал вместе со Смирновым.

Когда какая-то часть была написана, приезжал Смирнов, и они вместе намечали план дальнейшей работы над балетом. Игорь Валентинович, в своей книге «Танцует Карелия» так писал о музыке балета: «То, что сочинял композитор, было всегда интересно своей интонацией, мелодикой, очень своеобразными гармониями. Он свободно ориентировался в богатстве национального фольклора, тонко чувствовал необходимость драматургической насыщенности материала. Синисало своей музыкой раскрывал балетмейстерское, режиссерское видение спектакля, глубоко вникал в существо хореографических образов».3

Летом 1958 года они несколько недель провели на даче композитора, недалеко от Петрозаводска, на берегу Ангозера. И здесь, тоже часами бродили по берегу, фантазировали и мечтали, каким станет будущий балет. Но не все было так гладко, порой какая-то сцена никак не получалась, они спорили, аргументируя и доказывая друг другу свою правоту. Потом, из споров рождалось то единственное, что и должно было быть. Музыка «Сампо», при всей ее симфоничности, необыкновенно легко ложится на танец, или, быть может, легко танцевать под эту музыку? При первых же звуках она захватывает слушателя целиком, и он уже не может выйти из-под ее власти. Она рождает образы, которые оживают и вне театральных стен, когда исполняется в симфонических концертах.

Забегая вперед, надо сказать, что после показа балета на Декаде в Москве, в газете «Правда» появилась статья А.Хачатуряна о «Сампо». О музыке Синисало в ней, в частности говорится: «Даже при первом прослушивании понимаешь, как близко и дорого автору все, о чем он говорит в своем произведении. Музыка отмечена неповторимостью национального колорита, высоким уровнем композиторской техники, многие ее страницы по-настоящему волнуют. Можно смело сказать, что музыка Г. Синисало симфонична. В этом отношении композитор плодотворно развивает традиции, свойственные русской балетной классике».4 Исследователь творчества Синисало музыковед Н. Гродницкая пишет в своей монографии о музыке «Сампо»: «Как каждое талантливое произведение, „Сампо“ имеет свои оригинальные черты, которые проявились, прежде всего, в большой роли эпического начала в музыке балета, а также в других особенностях, уходящих своими корнями в национальное искусство».5

Кроме «Сампо» композитором создано еще три балета — «Я помню чудное мгновенье» (1963), «Сильнее любви» (1966) и «Кижская легенда» (1973) осуществленных на сцене Музыкального театра. «Вождь краснокожих» и «Похищение Кюллики», по разным причинам не увидели свет рампы.

Творчество Гельмера-Райнера Синисало, выдающегося композитора XX века, бесспорно, олицетворяет лучшие черты карельского национального музыкального искусства, являясь бесценным вкладом в сокровищницу отечественной музыкальной культуры.

1 См.: Лапчинский Г. Путь композитора. // На рубеже, 1959, № 6.
2 См.: Гродницкая Н. Гельмер-Райнер Синисало. Л., Советский композитор, 1984. С. 6.
3 См.: Смирнов И. Танцует Карелия, Петродаводск, Карелия, 1981. С. 67.
4 См.: Хачатурян А. Образы народного эпоса. // Правда, 1959, 23 августа. С. 4.
5 См.: Гродницкая Н. Гельмер-Райнер Синисало. Монографический очерк. Л., Советский композитор, 1984. С. 18.

Заслуженный артист России и Карелии, лауреат государственной премии России им. М. И. Глинки, кандидат искусствоведения Наталья Гальцина.

ГЕЛЬМЕР-РАЙНЕР НЕСТЕРОВИЧ СИНИСАЛО

(1920-1989 гг.)

Композитор, флейтист, дирижер
общественный деятель
Заслуженный артист КАССР (1949)
Заслуженный деятель искусств КАССР (1957)
Народный артист РСФСР (1959)
Народный артист СССР (1978)
Член Союза композиторов с 1939 г.

Имя Гельмера-Райнера Нестеровича Синисало — композитора, музыканта, народного артиста СССР и РСФСР, заслуженного деятеля искусства Карелии, лауреата государственной премии Карелии, премий имени Глинки, общественного деятеля широко известно не только в нашей республике, но и за ее пределами.

Г.Н.Синисало родился 14 июня 1920г. в г. Златоусте Челябинской области. Музыкальное образование Г.-Р. Н. Синисало получил в музыкальном училище им. К. Э. Раутио в Петрозаводске (класс флейты педагога Н. А. Солнышкова) и в Московской консерватории в классе композиции Н. И. Пейко (1952), затем в Ленинградской консерватории в классе композиции проф. В. В. Волошинова (1953—Л 955). Многие годы Г.-Р. Н. Синисало играл в симфоническом оркестре Карельского телевидения и радио, в разное время возглавлял как дирижер и художественный руководитель национальный ансамбль песни и танца «Кантеле», а также преподавал в музыкальном училище.

Г. Синисало ведет разнообразную творческую и общественную работу. Он является автором первой национальной

За свою творческую и общественную деятельность Синисало награжден орденом Дружбы народов, он — лауреат Государственной премии КАССР (1974), удостоен многих наград и премий.

С 1956 г. Г. Синисало возглавляет Союз композиторов Карельской АССР.

Основные произведения композитора:

  • балеты — «Победа», хореографический этюд, либретто композитора (1941); «Похищение Кюлликки», в 1 акте, либретто А. Каменского (1944); «Сампо», в 3 актах, либретто И. Смирнова (1959, изд. Петрозаводск, 1962); «Я помню чудное мгновенье...» (по мотивам стихотворений А. Пушкина, с использованием музыки М. Глинки), в 3 актах, либретто И. Смирнова (1962); «Сильнее любви», в 3 актах, либретто И. Смирнова (1965); «Вождь краснокожих» (соавтор А. И. Голланд), в 1 акте, либретто И. Смирнова по рассказу О. Генри (1971); «Кижская легенда», в 3 актах, либретто И. Смирнова (1973);
  • оперетты — «Маскарад в лесу» (соавтор А. И. Голланд), либретто Е. Геркена (1958); «Возраст женщины» (соавтор А. И. Голланд), либретто Е. Шатуновского (,1967);
  • симфонические — концерт для флейты с оркестром, в 3 частях (1940, изд. Л.-М., 1978); «Карельские картинки», сюита (1945, изд. Л., 1967); «Богатыри леса», симфония в 4 частях (1949); Вариации на финскую тему (1954, изд. М., 1958); Детская сюита (1955, изд. Л., 1970); концерт для ф-но с оркестром, в 3 частях (1958, изд. Л., 1978); «Весенний вальс» (1968); «Кижская легенда», сюита из балета (изд. Л., 1981);
  • вокально-симфонические кантата «О партии», ел. Я. Ругоева (1951); «В защиту мира», кантата, симфонии и первого национального балета «Сампо». Эти и другие произведения композитора широко известны в СССР и за рубежом.
  • ел. А. Титова (1953); «Под знаменем партии», кантата, ел. А. Титова (1957, изд. Л., 1973); «Ты сердце и слава наша — Москва», кантата для объединенного хора (смешанного и народного), симфонического оркестра, кантеле-оркестра и баянов, ел. Б. Шмидта (1959);
  • камерно-инструментальные — струнный квартет, в 4 частях (1942); 24 прелюдии для ф-но (1943, изд. Л., 1982); соната для ф-но (1945, изд. М.-Л., 1976); «Карельская сюита» для струнного квартета (1946); 3 миниатюры для флейты и ф-но (1950, изд. М, 1951); 3 миниатюры для гобоя и ф-но (1950, изд. М.-Л., 1951); соната для скрипки и ф-но (1963); 3 концертные пьесы для кларнета и ф-но (1974); 2 концертные пьесы для фагота и ф-но (1974);
  • вокальные, хоровые — «Молодежная», для женского хора и ф-но, ел. Б. Шмидта (1947); «Советской Карелии», для хора и ф-но, ел. Я. Ругоева (1948); Карельские частушки, для народного хора и баяна, ел. А. Лядова (1956); «Трудовые резервы», для хора и ф-но, ел. Г. Кикинова; «Песня о Карелии», для народного хора, ел. А. Титова (1960); «Мы в Карелии живем», для детского хора и ф-но, ел. Г. Кикинова (1960); «Имя Ильича», для народного хора, ел. И. Левкина (1968); «Песня о Карелии», для народного хора, ел. М. Тарасова (1968); «Музыку слушает Ленин», для хора мальчиков и ф-но, ел. А. Титова (1970); «Пионерская походная», для хора мальчиков и ф-но, ел. А. Титова (1970); «Девичья песня», для женского хора и баяна, ел. Р. Такала (1976); «Песня о Петрозаводске», для хора и кантеле-оркестра, ел. Я. Ругоева (1978); «Ветераны», для хора и ф-но, ел. Ю. Звягина (1979); «Наш участковый», для хора и баяна, ел. И. Костина (1979);
  • «Сказ об Антикайнене», ел. сказительницы А. Никифоровой, для смешанного хора без сопровождения (1985).

Литература: Лапчинский Г. И. Путь композитора. Очерк о творчестве народного артиста РСФСР Г.-Р. Н. Синисало. Петрозаводск, I960; Музыка Советской Карелии. Петрозаводск, 1970; Гродницкая Н. Ю. Путь музыканта.— Пуналиппу, 1973, № 9; Кижская легенда.— Пуналиппу, 1974, № 9; Смирнов И. В. Танцует Карелия. Петрозаводск, 1977; Гродницкая Н. Ю. Балеты Гельмера Синисало в контексте советского балета. Научно-методическая конференция, посвященная 60-летию Советской Карелии. Тезисы докладов. Петрозаводск, 1980; Портной В. С. Создатель «Сампо» (о творчестве Г. Синисало).— Пуналиппу, 1980, № 6; Гродницкая Н. Ю. Гельмер Синисало.— Композиторы Российской Федерации. М., 1981, вып. 1-й; Лапчинский Г. И. Синисало Гельмер-Райнер Нестерович.— Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981; Гродницкая Н. Ю. О некоторых национально-характерных чертах балетов Гельмера Синисало.— Музыкальное искусство Карелии. Л., 1983; Гродницкая Н. Ю. Гельмер-Райнер Синисало. Монографический очерк. Л., 1984.

МОУ ДО «Детская музыкальная школа № 1 им. Г.Синисало»

г. Петрозаводск, ул. Московская, 12

+7 8142 70-00-50

sinisalo@inbox.ru

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.