14 июня исполняется 90 лет со дня рождения Гельмера-Райнера Нестеровича Синисало, выдающегося композитора, одного из основоположников профессиональной карельской музыки. Богатое творческое наследие композитора включает произведения различных жанров, здесь и симфонии, кантаты, камерно-инструментальные, хоровые и камерно-вокальные. Но главным жанром, где интонации, присущие только музыке Синисало звучат наиболее ярко и зримо, стал балет. В его балетных партитурах есть все, и мелодика, и яркие образы персонажей, колоритные жанровые и фантастические сцены.
В области хореографии композитор пробует свои силы еще во время войны, когда его, артиста симфонического оркестра, перевели в Республиканский театр музыкальной комедии, эвакуированный в Беломорск. Обстановка работы театра в условиях действующей армии, естественно, была очень тяжелой. Но, несмотря на трудности военного времени, Синисало, наряду с игрой в оркестре, продолжал сочинять и заниматься самообразованием. По инициативе двух танцовщиц из балета театра, им была написана хореографическая поэма «Победа», которую поставили сами артистки — М. Чуланова и З. Раснер и танцевали в концертах для фронта. Конечно, патриотическое произведение имело огромный успех, оно нашло живой отклик у зрителей, которыми были, в основном, солдаты, и уже тогда, у композитора зародилась мечта о создании большого балета. Но, это желание было осуществлено значительно позже.1
После первого опыта хореографического произведения, Гельмер Нестерович задумал сочинить балет на тему «Калевалы», которую он прочитал еще в юношеском возрасте, и которая произвела на него неизгладимое впечатление. Это была одна из первых книг, прочитанных молодым Гельмером. И с каждым годом он все больше любил ее, особенно когда ему посчастливилось услышать настоящих рунопевцев. Еще во время Великой Отечественной войны он написал одноактный балет «Похищение Кюлликки» (1942), и хотя, по признанию автора балет, как целостное произведение не состоялся, многие музыкальные идеи получили подлинное творческое воплощение в дальнейшем.2
А предложение руководства республики начать работать над полнометражным балетом по мотивам эпоса для будущей Декады карельского искусства и литературы 1959 года, придало композитору сил и вдохновения, и он с головой окунулся в сочинение музыки. Для этого Гельмеру Нестеровичу создали все условия, в дом отдыха под Сортавалой, где он начал работать над музыкой, привезли пианино, и композитор мог плодотворно сочинять, черпая вдохновение в прекрасной карельской земле. Творчество, процесс чрезвычайно интимный, и любому художнику необходимо одиночество и общение с природой.
С самого начала появления замысла Г. Синисало начал работать с И. Смирновым, балетмейстером, которому была поручена важная миссия поставить первый национальный балет. Как «Спящая красавица» сочинена Чайковским по композиционному плану Мариуса Петипа, так и «Сампо» Синисало написал вместе со Смирновым.
Когда какая-то часть была написана, приезжал Смирнов, и они вместе намечали план дальнейшей работы над балетом. Игорь Валентинович, в своей книге «Танцует Карелия» так писал о музыке балета: «То, что сочинял композитор, было всегда интересно своей интонацией, мелодикой, очень своеобразными гармониями. Он свободно ориентировался в богатстве национального фольклора, тонко чувствовал необходимость драматургической насыщенности материала. Синисало своей музыкой раскрывал балетмейстерское, режиссерское видение спектакля, глубоко вникал в существо хореографических образов».3
Летом 1958 года они несколько недель провели на даче композитора, недалеко от Петрозаводска, на берегу Ангозера. И здесь, тоже часами бродили по берегу, фантазировали и мечтали, каким станет будущий балет. Но не все было так гладко, порой какая-то сцена никак не получалась, они спорили, аргументируя и доказывая друг другу свою правоту. Потом, из споров рождалось то единственное, что и должно было быть. Музыка «Сампо», при всей ее симфоничности, необыкновенно легко ложится на танец, или, быть может, легко танцевать под эту музыку? При первых же звуках она захватывает слушателя целиком, и он уже не может выйти из-под ее власти. Она рождает образы, которые оживают и вне театральных стен, когда исполняется в симфонических концертах.
Забегая вперед, надо сказать, что после показа балета на Декаде в Москве, в газете «Правда» появилась статья А.Хачатуряна о «Сампо». О музыке Синисало в ней, в частности говорится: «Даже при первом прослушивании понимаешь, как близко и дорого автору все, о чем он говорит в своем произведении. Музыка отмечена неповторимостью национального колорита, высоким уровнем композиторской техники, многие ее страницы по-настоящему волнуют. Можно смело сказать, что музыка Г. Синисало симфонична. В этом отношении композитор плодотворно развивает традиции, свойственные русской балетной классике».4 Исследователь творчества Синисало музыковед Н. Гродницкая пишет в своей монографии о музыке «Сампо»: «Как каждое талантливое произведение, „Сампо“ имеет свои оригинальные черты, которые проявились, прежде всего, в большой роли эпического начала в музыке балета, а также в других особенностях, уходящих своими корнями в национальное искусство».5
Кроме «Сампо» композитором создано еще три балета — «Я помню чудное мгновенье» (1963), «Сильнее любви» (1966) и «Кижская легенда» (1973) осуществленных на сцене Музыкального театра. «Вождь краснокожих» и «Похищение Кюллики», по разным причинам не увидели свет рампы.
Творчество Гельмера-Райнера Синисало, выдающегося композитора XX века, бесспорно, олицетворяет лучшие черты карельского национального музыкального искусства, являясь бесценным вкладом в сокровищницу отечественной музыкальной культуры.
1 См.: Лапчинский Г. Путь композитора. // На рубеже, 1959, № 6.
2 См.: Гродницкая Н. Гельмер-Райнер Синисало. Л., Советский композитор, 1984. С. 6.
3 См.: Смирнов И. Танцует Карелия, Петродаводск, Карелия, 1981. С. 67.
4 См.: Хачатурян А. Образы народного эпоса. // Правда, 1959, 23 августа. С. 4.
5 См.: Гродницкая Н. Гельмер-Райнер Синисало. Монографический очерк. Л., Советский композитор, 1984. С. 18.
Заслуженный артист России и Карелии, лауреат государственной премии России им. М. И. Глинки, кандидат искусствоведения Наталья Гальцина.